Ежегодный Доклад Уполномоченного по правам человека в Пермской области подготовлен на основании ст - страница 8

^ Защитникам нужна защита

Восстановление прав военнослужащих − одна из главных «головных болей» современного периода. Импульсом к выделению проблемы и поиску возможностей его решения стал «круглый стол», проведенный совместно с Главным Федеральным инспектором по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу В.В.Шеиным.

^ Призыв в армию

Несмотря на то, что Пермская область сумела выстроить систему призыва (по результатам 2004 года есть благодарственное письмо Министра обороны за четкую организацию призыва), не исключены проблемы в организации работы призывных комиссий.

^ Нарушения прав граждан при медицинском освидетельствовании (обследовании). На военную службу нередко призываются граждане, которые, в соответствии с законом должны получить освобождение или отсрочку от призыва по состоянию здоровья.

^ Присвоение военными комиссариатами полномочий призывных комиссий. Одной из основных проблем в сфере призыва на военную службу является присвоение военными комиссариатами полномочий, возложенных законом на призывные комиссии, которые являются гражданскими структурами. Военные комиссариаты незаконно возлагают на себя несвойственные им по закону функции и полномочия, которые входят в компетенцию призывных комиссий, что, в конечном счёте, ведет к нарушению прав граждан.





^ Круглый стол “Проблемы защиты прав военнослужащих и призывников”

Август 2005 год


Например, к Уполномоченному обратился призывник С., не согласный с решением районной призывной комиссии, не давшей ему отсрочку от призыва, в связи с очным обучением в одном из московских филиалов высшего учебного заведения.

Согласно п.7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в случае несогласия с решением призывной комиссии лица, призванные на военную службу, имеют право обжаловать решения об их призыве на военную службу. Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

Согласно законодательству, призывник С. пытался обжаловать решение районной призывной комиссии в областной призывной комиссии. Однако, его жалоба была направлена для рассмотрения облвоенкому, и на комиссию не вынесена.

Выявлены случаи нарушения установленных норм предельной численности призывников и сроков их пребывания на сборных пунктах. Следует отметить, что положительно на работе призывной комиссии сказывается участие в ее работе представителей общественных организаций.

^ Общественный контроль за призывом

Мы принципиально договорились, что наряду с органами государственной власти, местного самоуправления, которые ведут эту работу, этим будут заниматься общественные организации.

Это заинтересованные общественные организации, заслужившие доверие у населения, − Комитет солдатских матерей, Совет родителей военнослужащих Прикамья, общество «Мемориал».

Составлен план совместной работы с военным комиссаром области по защите и восстановлению прав военнослужащих. Это очень важное начало совместной работы в рамках принятого на федеральном уровне Меморандума Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Министра обороны РФ о совместной работе по защите прав военнослужащих.





Встреча Т. Марголиной с А. Генераловым, военным комиссаром Пермской области, по проблемам защиты прав военнослужащих и призывников.


^ Как служится Пермякам?
Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Пермской области с общественной организацией Совет родителей военнослужащих Прикамья привел к тому, что руководитель Совета, А.М.Вракина возглавила специализированную общественную приемную Уполномоченного по вопросам защиты прав военнослужащих.

В начале 2005 года поступили тревожные сигналы от пермяков, проходящих военную службу по призыву на территории Северо-Кавказского региона о принуждении их к заключению контракта.

Результаты проверки Военной прокуратурой Объединённой группировки войск (сил) по проведению контртеррорестических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации показали, что:

«…- командованием в/части вопреки требованиям ст.ст. 3, 12, 13 и 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,
доведение положенных норм и видов довольствия военнослужащим
, проходящим службу по контракту на должностях солдат и сержантов, не обеспечено;

- по вине должностных лиц 256 военнослужащих, ранее
проходивших военную службу по призыву и заключивших
контракт о прохождении военной службы, не обеспечены ботинками с
высоким берцем и портупеями. 198 военнослужащим не выдано новое
форменное обмундирование, а отдельные военнослужащие вообще не получали вещевое имущество, поскольку на довольствии не состояли;

- ни один контрактник, поступивший на контрактную службу
впервые, не был обеспечен соответствующим денежным вознаграждением.
Денежное довольствие военнослужащим указанной категории выплачивалось
только частично, по 2 тыс. рублей на руки в месяц, при этом, в отдельных подразделениях часть денег командованием незаконно изымалась под различными предлогами (на покупку уборочного инвентаря, строительных материалов и т.п.) и без таковых.

В ходе проверки организации банно-прачечного обслуживания выявлены
нарушения требований ст.ст. 8 и 24 Федерального Закона «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения».

В день помывки в бане, 3 марта 2005 г., нательное и постельное белье военнослужащим не менялось. У 40% личного состава отсутствовали мочалки, лицевые и ножные полотенца. Работники банно-
прачечного комбината не имели медицинских книжек и не были обеспечены
спецодеждой.

Нарушения требований ст. 112
Устава Внутренней Службы ВС РФ, допущенные начальником медицинской
службы в/части при организации медицинского обеспечения, способствовали значительному росту числа п
ульмонологических и дерматологических заболеваний среди военнослужащих.
Только с января по март 2005 года госпитализировано 43 человека с диагнозом
пневмония и 69 − с диагнозом стрептодермия.

Военным прокурором внесены пр
едставления на выявленные нарушения вышестоящему командованию для их устранения.»

^ Как живется военнослужащим?

Согласно п.1 ст.15 закона РФ «О статусе военнослужащих» (право на жилище), государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.

Во время посещения одной из войсковых частей Министерства обороны РФ выявлены факты проживания офицеров с семьями в зданиях нежилого фонда (одноэтажные постройки 50-х годов), расположенные на территории части и находящиеся в ведении 2-й Екатеринбургской КЭЧ.

Некоторое время здания использовались под складские помещения, затем были заселены офицерами с семьями. В настоящее время здания находятся в аварийном состоянии. В них проживает более 20 семей с несовершеннолетними детьми до 14 лет. В зданиях отсутствуют водоснабжение и канализация. Приспособления данного нежилого фонда для проживания осуществляются силами самих офицеров.

Так, например, командир взвода, старший лейтенант К. проживает в таких условиях с супругой и двумя дочерьми, 1993 и 1999 года рождения около двух лет. Имеются семьи, которые живут в таких условиях более пяти лет.

Эти факты были доведены до сведения командования Приволжско-Уральским военным округом, министра обороны РФ, а также Уполномоченного по правам человека Свердловской области. На сегодня, судя по ответам, поступившим в адрес Уполномоченного, дело сдвинулось с мертвой точки.

0418293457834264.html
0418371141727541.html
0418467466812370.html
0418622035469436.html
0418720164257616.html