3.3.1. Директорские состязания по «Президентским тестам» - Комплекс здоровья и творчества рекомендовано Федеральным...


^ 3.3.1. Директорские состязания по «Президентским тестам»

О том, как можно организовать «Президентские состязания» в школах, делится своим опытом учитель физической культуры школы №2 пос. Пограничный Приморского края С.С. Лядов. Он пишет: «Первоначально мы несколько скептически отнеслись к этому начинанию. Однако в дальнейшем оно заинтересовало и, даже можно сказать, заинтриговало нас.

Решили организовать эти соревнования на уровне школы (под названием «Директорские состязания»). Провели тестирование по программе состязаний в начале учебного года (сентябрь – октябрь). Обработка полученных показателей достаточно проста, но требует расчета большого их количества. Были сложности, но соревнования состоялись. Хочется отметить при этом, что без подлинного профессионализма их главного организатора, наполненного энтузиазмом, подобные мероприятия провести на достаточно высоком уровне невозможно» (Лядов С.С.// ФК в школе. – 2001, №7).

После контрольных испытаний всех ребят подсчитали уровень физической кондиции каждого учащегося и каждого класса в целом. Все школьники, достигшие показателя «супер», вышли в финал и состязались вторично. Призерами игр в личном зачете стали учащиеся начальных классов, заметно опередившие всех остальных.

После математического анализа показателей выявились интересные закономерности. Уровень ФП довольно быстро возрастает в начальных классах и достигает наибольшего значения к 9 годам. Затем следует небольшое снижение подготовленности и снова рост в 11 лет. Далее уровень физической кондиции почти неуклонно снижается вплоть до XI класса, где отмечаются самые низкие показатели.

Результаты, прямо скажем, очень тревожные... Большое беспокойство вызывает пристрастие подростков к вредным привычкам… За 1999/2000 учебный год 62% мальчиков и 56% девочек пропустили по болезни от 10 до 30 учебных дней. Пропустили больше месяца 18% девочек и 16 % мальчиков».

Дальше автор пишет, что все эти тревожные факторы требуют от школьного коллектива и особенно от учителя поиска новых и совершенствования старых средств физического воспитания. Целевая спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания» здесь как нельзя кстати. Ведь главная ее задача, как мы понимаем, состоит в вовлечении учащихся в систематические занятия физическими упражнениями, в создании условий для объективной самооценки учащимися уровня своих физических кондиций и вследствие этого повышения мотивации к двигательной деятельности и здоровому образу жизни. При добросовестной организации всего комплекса состязаний эти задачи можно успешно реализовать. В то же время С.С. Лядов отмечает, что «Президентские состязания» нуждаются в доработке и совершенствовании. По его мнению, формула для определения уровня развития прыгучести в тесте «Прыжки в длину с места» не отражает реального уровня подготовленности школьников... И еще. Раз, программа считается спортивно-оздоровительной, необходимо включение тестов, позволяющих проверить отдельные показатели здоровья.

Из опубликованных материалов видно, что во Всероссийском спортивно-оздоровительном фестивале «Президентские состязания» принимают участие учащиеся только одного класса – победители своего региона. При этом заранее неизвестно, учащиеся какого возраста из 5-11 классов будут приглашены на заключительный этап фестиваля. Причем допускаются к финишу команды только в составе из 16 человек (8 мальчиков, 8 девочек). Следовательно, классам с меньшим количеством учащихся путь к фестивалю закрыт заранее. Классы со спортивным уклоном (специализированные) к участию в фестивале не допускаются. Поэтому, на наш взгляд, следует продумать систему поощрений внутри школы, района, города и т.д. Иначе школьники не будут чувствовать себя участниками модных и престижных «Президентских состязаний». Так называемые «Директорские состязания» тоже выход из положения.

Однако особенно необходима постоянно действующая и надежная система учета и обратной связи ученику и родителям. Такую роль как раз может выполнить Паспорт здоровья учащегося. Только после его внедрения будет ощутимый эффект от большого труда учителей физической культуры и классных руководителей по проведению тестирования школьников, обработки данных и подготовки информационных материалов. ПФЗ затрагивает интересы всех учащихся (в том числе детей специальной медицинской группы и спортсменов) и их родителей. Наконец, благодаря ПФЗ они научатся определять уровень своей физической кондиции по формулам «Проверь себя» и по очковым таблицам оценки «Президентских состязаний». ПФЗ учащихся может стать также основой поощрения и учетно-отчетным документом для участия в Губернских состязаниях, областных (республиканских) фестивалей и в Российском смотре ФП старшеклассников.

^ 3.3.2. Областные (республиканские) фестивали

по «Президентскому многоборью»

Как проходят «Президентские состязания» на местах, в регионах? Как определяются команды, которые будут отстаивать честь своего региона в финале? С какими проблемами сталкиваются организаторы соревнований? Как соблюдается Положение о Всероссийском спортивно- оздоровительном фестивале школьников «Президентские состязания» на местах? Есть ли нарушения при его проведении?

Ответы на эти вопросы пытались найти корреспонденты газеты «Спорт в школе» О.Леонтьева, А.Машковцев и др. на примерах Ростовской (см. №16 / 2008), Псковской и других областей.

По итогам соревнований на местах в Ростовской области были определены 55 победителей на местах – в районах, городах. К финальным областным состязаниям было допущено только 14 сильнейших команд (по результатам тестов). Фестиваль проводился в детском оздоровительном комплексе «Спутник» на берегу Азовского моря…

Каждая команда состояла из 12 учащихся 10-го класса ( 6 юношей и 6 девушек) и 2 представителей. Организаторы фестиваля – областная специализированная ДЮШОР «Центр физической культуры и олимпийской подготовки» - взяли на себя все расходы по размещению, питанию, судейству и награждению участников. Командам-участникам предстояло только решать проблему проезда к месту проведения фестиваля и оплаты проживания и питания представителей. За годы проведения фестиваля еще не было случая, чтобы команда не находила средств на поездку. Учителей никто не заставляет участвовать в этих соревнованиях – они сами горят желанием попасть на них.

Но почему участников 12, а не 16, как предусмотрено в Положении о «Президентских состязаниях»? Потому, что за счет уменьшения количества участников организаторы соревнований находят возможность допустить к финальным состязаниям больше школ. Связано это и с тем, что большинство команд из сельских школ не могут принять участие в соревнованиях. В малокомплектных сельских школах просто порой не находится 8 мальчиков и 8 девочек в одном классе, допущенных к состязаниям. Поэтому их учителя высказывают опасения, что уже в следующем году им некого будет везти на соревнования, учитывая демографическую ситуацию.

Даже трижды писали в газете «Спорт в школе» (№18 / 2006, №1/2007 и № 5/ 2008) о проекте «Губернские состязания», направленного на стимулирование развития физической культуры и спорта в Псковской области за счет изменения системы ее финансирования. Губернатор М.Кузнецов объяснил: «… Несмотря на то, что я спортсмен, уверен: деньги нужно тратить на массовую физическую культуру, а не на спорт больших достижений. Значит, нужно создать такую систему, при которой основная цель будет сфокусирована на разносторонней ФП всех школьников, а не на тренировке единиц. За счет чего? Проще всего этого добиться за счет финансового стимулирования районной администрации. Для этого нужно поставить финансирование районов в зависимость от уровня ФП всех школьников. Набрал, к примеру, 50 баллов – получил столько же денег, сколько в прошлом году. Набрал 75 – получил в полтора раза…». Но это информация для высших руководителей.

В Псковской области в трех этапах «Губернских состязаний» ежегодно тестируются по шести видам «Президентского многоборья» учащиеся 5,7 и 9-х классов. Почему все ограничивается 9-м классом? Дело в том, что в сельской местности контингент старших классов малочисленный. Мальчики идут в техникумы, остаются доучиваться, в основном, девочки. В дальнейшем руководители области собираются подключить более ранний возраст, например, - 3-й класс.

Финальные состязания обычно проводят в виде праздника спорта. Помимо баллов, медалей и кубков, классы и команды получали телевизоры, различную бытовую технику. Еще одним нововведением станет награждение наиболее отличившихся ребят специальными значками и подарками.

Как говорят учителя, с введением «Губернских состязаний» изменилось отношение к ним у администрации района. «Раньше тесты мы принимали сами, так сказать, в узком кругу – скучно! А теперь ребятам понравилось соревноваться, вот что важно. Они домой не уходят, пока мы не подсчитаем все результаты, не объявим лучший класс, не раздадим грамоты».

^ Добежать любой ценой. Самым сложным испытанием считается кросс. Соревнования по бегу на 1000 м проводились на следующий день, после того как все участники выполнили пять Президентских тестов. К сожалению, Положение не предусматривает вариант замены заболевшего участника. На взгляд всех учителей, это неправильно. Почему в соревнованиях по игровым видам спорта замены разрешены, а здесь – нет? Может быть имеет смысл определить количество зачетных участников? Например, тесты выполняют 8 мальчиков и 8 девочек, а в зачет идут только шесть лучших результатов соответственно.

В результате были случаи, когда на кросс выходили дети после микротравмы, простуженные и даже совсем больные, - иначе школа не получит зачетных очков. С одной стороны, это помогает воспитывать характер, а с другой, может нанести большой вред здоровью. Что все-таки важнее (А.И.Машковцев)?

В сложившейся ситуации дети проявляли большую заботу друг о друге, помогая менее подготовленным, травмированным и заболевшим. И такая взаимовыручка оказалось важнее результатов соревнований.

По мнению учителя Орловской СОШ №1 Ю.И. Головко, Президентские тесты являются серьезным подспорьем для учителя.

- Введение шкалы очков за показанный результат в каждом виде испытаний еще больше облегчило работу учителя. Всегда самым интересным видом соревнований для ребят было многоборье. Такое комплексное многоборье, отражающее уровень развития всех физических качеств, позволяет проводить внутришкольные соревнования, вести рейтинг учащихся, мониторинг физических качеств. В прежние годы подобным многоборьем был комплекс ГТО. Сейчас его пытаются возродить. Но пойдет ли дело дальше проектов? Почему бы не использовать результаты Президентских тестов в качестве альтернативы комплексу ГТО? Многое для этого уже сделано. Почему бы не награждать ученика, набравшего, скажем, 200 очков согласно своему возрасту, серебряным значком, а за 250 очков давать золотой? Уверен, что подобный стимул будет способствовать более активному участию детей в тестировании, и привлечет ребят к регулярным занятиям.


^ 3.4. Российский смотр физической подготовленности (ФП) учащейся молодежи

В Российской Федерации смотр ФП учащейся молодежи (далее - смотр), проводится с 1994/95 учебного года в соответствии с постановлением коллегии Минобразования РФ, президиума Российского совета физкультурно-спортивной организации «Юность России», центрального совета Российской оборонной спортивно-технической организации от 23 марта 1994 г. Первоначально смотр проводился только среди обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а с 1997/98 учебного года - и среди старшеклассников общеобразовательных учреждений (Х-Х1 классы).

Смотр ФП проходит в три этапа: 1-й – соревнования в образовательных учреждениях, 2-й – соревнования в субъектах Российской Федерации, 3-й – финальные соревнования.

Финальные соревнования проводились с 2004 г. в городе Анапе, в том числе и ХШ Российский смотр ФП учащейся молодежи (с 25 по 30 сентября 2007г.). На финал были приглашены победители региональных смотров – лучшие учебные группы начального и среднего профессионального образования, а также учебные классы старшеклассников. В соответствии с положением о соревнованиях субъекты Российской Федерации направили спортивные делегации в составе 17 человек: 15 спортсменов, тренер–преподаватель и руководитель. Команды были сформированы из 15 обучающихся одной учебной группы или класса независимо от пола учащихся.

На XIII финальных соревнованиях были 356 участников в составе 23 спортивных делегаций из 19 субъектов РФ. Как отмечают главные специалисты А.С.Антонюк, И.Н. Лебедева (см. «ФК в школе». – 2008, №2), по сравнению с прошлыми финалами смотра количество участников увеличилось вдвое. Соревнования такого уровня необходимы учащимся, так как они сплачивают коллективы учебных групп и классов, дают возможность ребятам в спортивной борьбе со сверстниками из других регионов РФ оценить свои физические возможности.

Программа соревнований включала в себя следующие виды: юноши – бег 100 и 3000 м, подтягивание на высокой перекладине; девушки – бег 100 и 2000 м, поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой в течение 5 мин.

Результаты победителей финального соревнования ХШ Российского смотра по подниманию туловища у девушек мы привели в гл. 3.2, а по подтягиванию результаты у юношей-победителей оказались не лучшими (33, 31 и 30 раз), чем были у победителей VII Российского смотра ФП – 49, 45 и 36 раз (см.гл.2.4). Сдерживающим фактором, несомненно, является Таблица оценки ФП, так как достигнут потолок очков.

Однако таблица очков создана таким образом, чтобы она должна стимулировать гармоничное развитие всех основных двигательных качеств школьников, а не поощрять совершенствование детей только в двух-трех видах и за счет них показывать высокие результаты в многоборье (Спорт в школе. - №1/2007. – С. 14).

Итоговые результаты Российского смотра ФП можно найти в указанном журнале, но интересно привести данные наиболее здоровьеформирующего вида программы - бега на длинные дистанции. В этом виде программы лучшие результаты показали:

Бег 2000 м. Девушки. 1. Екатерина Чернышева, учащаяся ПУ №14, г. Иркутск (6.42,3; II разряд); 2. Эльнара Латыпова, учащаяся техникума лесного хозяйства, г.Уфа (6.49,5; II разряд); 3.Екатерина Коваленко, учащаяся ПУ №22 г.Омск (7.14,5; III разряд).

Бег 3000 м. Юноши. 1. Артем Бахтемиров, учащийся ПЛ №1, г. Астрахань (9.09,7; II разряд); 2.Константин Черневов, учащийся техникума лесного хозяйства, г.Уфа (9.35,7; III разряд); 3. Александр Морозов, учащийся ПУ № 28, г. Златоуст (9.36,8; III разряд).

Как видно, эти результаты не рекордные и не мастерские разряды, но насколько они отличаются от норм V ступени комплекса ГТЗО (16 -17 лет): девушки на дистанции 2000 м должны показывать 11.30 на серебряный и 10.00 на золотой уровень, а юноши на 3000 м – соответственно 13.50 и 13.00 минут. Следовательно, нормативы ГТЗО очень щадящие и при регулярном занятии могут быть выполнимы всеми учащимися основной и подготовительной медицинских групп.

Таким образом, Российский смотр ФП старшеклассников и учащейся молодежи имеет тот же принцип организации соревнований, что и «Президентские состязания», но виды программы соответствуют больше тестам физкультурно-спортивного комплекса. Однако, на наш взгляд, необходимо одно дополнение – включить в программу смотра ФП четвертый вид – прыжки в длину с разбега.

Важно то, что все виды испытаний программы Российского смотра ФП наиболее здоровьеформирующие и содействующие связи человека с природой, готовят учащихся ко взрослой жизни, чем тесты «Президентского многоборья». Ведь человек, каким бы видом спорта не занимался, он должен бегать или ходить на лыжах не менее 3 км. А бег 1000 м – это все же не оздоровительно-тренировочная дистанция, хотя и как главный тест общероссийской системы мониторинга ФП.

Исходя из возрастного (и сенситивных периодов) развития физических качеств, спортивно-оздоровительную программу «Президентские состязания» следует ограничить только с детьми начальной и средней звеньями школы. А исходя из закономерностей адаптации (привыкания к одинаковой физической нагрузке), Президентские тесты не могут заменить многоборье комплекса ГТО. Об этом говорят также исследования профессора Я.С. Вайнбаум (ФК в школе. – 1993. - № 2) и предложенные им нормативы (табл.14).

^ Таблица 14

Нормативные показатели выносливости по беговым тестам

для школьников (Я.С.Вайнбаум)


Контрольные упражнения

Нормативы

7-8 лет

9-11 лет

12-14 лет

15-17 лет

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

Бег 1000 м

5.30

6.10

4.10

5.30













Бег 2000 м













11.30

13.00







Бег 2400 м



















12.00

13.00


В табл. 11 приведены примерные нормативы определения выносливости по беговым тестам. Дистанции выбраны с таким расчетом, чтобы для младших школьников бег продолжался 4-6 мин., а для учащихся средних и старших классов – 11-13 мин. Такая продолжительность тестов достаточна для включения аэробной системы в энергообеспечение мышечной деятельности (период врабатывания около 2 мин.), и поэтому предложенные тесты информативны для оценки выносливости. А вот тест школьной программы «преодоление расстояния без учета времени», - к сожалению, не дает количественной характеристики выносливости и не позволяет оценить ни уровень ее развития, ни динамику роста.

Нельзя не согласиться с таким замечанием доктора медицинских наук Я.С. Вайнбаум, который дает подробное физиологическое обоснование и другим нормативным показателям тестов для школьников.


^ 3.4.1. Конкурс на «Лучший спортивный класс» по тестам «Президентского совета США» и «Президентских состязаний»

В 1956 г. известный нью-йоркский врач Ханс Краус опубликовал данные своих исследований. Они свидетельствовали о том, что американская молодежь в физическом развитии заметно уступает европейской. Тогда президент США Д.Эйзенхауэр обратил внимание на эту проблему и сформировал специальный Совет по физическому воспитанию молодежи, который и стал одним из главных проводников национальной кампании оздоровления. С тех пор раз в 10 лет проводятся исследования с целью анализа физического состязания людей, имеющие огромное значение. По решению Белого дома в 1984 г. была введена общенациональная неделя проверки ФП населения, и в первую очередь школьников. Девиз этой компании, которую поддерживают и помогают проводить около 200 спортивных организации США и спонсорами которой являются многие фирмы, - «Америка! Проверь себя!».

Эти тесты знакомы теперь не только каждому американскому школьнику, но и многим российским ребятам. Еще в 80-е гг. прошлого века после подписания двустороннего Соглашения между Госкомспортом СССР и Президентским советом США по физической подготовке и спорту в американских школах был опробован наш комплекс ГТО, а в советских – те самые Президентские тесты. Они, как и нормативы ГТО, преследуют одну задачу: оценить и развить такие качества, как сила, быстрота, ловкость, подружить молодежь с физкультурой.

В 1986 г. страны обменялись опытом: школьники США попробовали наш комплекс ГТО, а наши ребята – Президентские тесты. По этим тестам активно работали школы Ленинграда, Карельской АССР, ряда областей России, Украины, Белоруссии, Молдавии. 6 августа того года газета «Пионерская правда» поместила на своих страницах и программу американских тестов, и правила их выполнения. По многочисленным просьбам учителей физической культуры, преподавателей физического воспитания ПТУ, родителей учащихся это сделал и «Советский спорт». Овладение Президентскими тестами позволило нашим детям и, конечно же, взрослым узнать, в чем сила американских ребят и, естественно, каков уровень ФП нашей молодежи.

Позднее для оценки двигательной подготовленности учащихся стал применяться целый ряд методик, которые включали в себя сочетание общеизвестных контрольных упражнений в различных вариантах. В качестве примера можно остановиться на Тестах Президентского совета США, Тестах двигательной активности Совета Европы «Еврофит», Тестах мэра Москвы.

В статье «Как все начиналось: Президентские тесты вместо ГТО» Т. Кужельная и О. Кужельная (Спорт в школе. - №1/2009) пишут, что в Томске по решению горисполкома от 28 марта 1991 г. № 320 был проведен Первый конкурс «Лучший спортивный класс» среди учащихся 3-х, 7-х, 9-х классов по программе «Тесты Президентского совета США» (табл.15).


Таблица 15


^ Нормативы программ тестов Президентского совета США

по общей физической подготовке и спорту


Воз-

раст


Челночный бег (сек.),

4х30 футов*

Подтяги-вание

(кол-во раз)

Наклоны вперед из положения сидя (см)

Поднимание туловища

(кол-во раз

в мин.)

Бег

на 1 милю**

(мин., сек.)

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

6

12,1

12,4

2

2

9,0

14,0

33

32

10,15

11,20

7

11,5

12,1

4

2

9,0

12,5

36

34

9,22

10,36

8

11,1

11,8

5

2

7,5

11,5

40

38

8,46

10,02

9

10,9

11,1

5

2

7,5

14,0

41

39

8,31

9,30

10

10,3

10,8

6

3

10,0

15,0

45

40

7,57

9,19

11

10,0

10,5

6

3

10,0

16,5

47

42

7,32

9,02

12

9,6

10,4

7

2

10,0

16,0

50

45

7,11

8,23

13

9,5

10,2

7

2

9,0

18,0

53

46

6,50

8,13

14

9,1

10,1

10

2

11,5

20,5

56

47

6,26

7,59

15

9,0

10,0

11

2

12,5

20,5

57

48

6,20

8,08

16

8,7

10,1

11

1

15,0

23,5

56

45

6,08

8,23

17

8,7

10,0

13

1

18,0

20,5

55

44

6,06

8,15


Примечание:

* 1 фут – 30,48 см; 30 футов – 9,14 м

** 1 миля – 1609 м 34 см


И только после принятия Указа Президента РФ от 7 июня 1996 г. № 823 «О целевой спортивно-оздоровительной программе ”Президентские состязания”» конкурс был переименован в «Президентские состязания». И в соответствии с данным Указом постоянно проводятся очно-заочные школьные сотязания в несколько этапов:

I этап – внутришкольные соревнования, проводимые в течение учебного года; II этап – районные соревнования, в которых принимают участие классы – победители школьных соревнований; III этап - городские соревнования (на приз мэра Томска), в котором участвуют победители районных соревнований.

С 1998 г. на III этапе стали принимать участие воспитанники детских домов и школ-интернатов, а с 2003 г. – воспитанники подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений.

В программе городских очных соревнований в Томске среди воспитанников ДОУ, детских домов и школ-интернатов, для учащихся 3-х, 7-х и 9-х классов общеобразовательных учреждений включено 6 тестовых испытаний. В состав команды должно войти не менее 15 человек – учащихся одного класса общеобразовательной школы (сборная команда ДОУ, детского дома или школы-интерната).

Результаты тестирования ФП учащихся общеобразовательных школ Томска анализируются компьютерной аналитической системой, содержащей базу данных со специальным программным обеспечением, что позволяет выработать рекомендации по улучшению и сохранению здоровья детей.

Как пишут авторы, в настоящее время, пожалуй, ни одни городские соревнования не привлекают столько детей. Для них это хорошая возможность узнать уровень своей физической подготовленности. Несмотря на сложность заданий (бег на 60 м и 1000 м, силовые упражнения), «Президенткие состязания» завоевали большую популярность среди учеников. Ведь тот класс, который победит, имеет редкую возможность сфотографироваться с мэром города. Для детей это прекрасный стимул, поэтому они старательно готовятся, участвуют в соревнованиях и побеждают и в 3-м, и в 7-м, и в 9-м классах. Количество школьников, принявших участие в отборочных районных соревнованиях «Президентские состязания» с 1997 г. по 2007 г., увеличилось примерно в 3,5 раза (1997 г. – 2880 чел., 2007 г. – 10053 чел.).

Однако вернемся к программе «Тестов Президентского Совета США», чем и насколько отличается она от анологичной российской и комплекса ГТО. Прежде всего тем, что все виды испытаний этой программы предъявляют высокие нормативные требования. Так, нормы по подтягиванию для мальчиков 8,10, 14, 15 и 17 лет совпадают или даже превышают (15 и 17 лет) нормы “золотого” уровня комплекса ГТЗО, а в остальных возрастах – выше “серебряного” уровня. К тому же, девочки наравне с мальчиками должны подтягиваться на высокой перекладине. И поднимание туловища они должны выполнять в течение 1 минуты, а не за 30 сек. А нормативы по наклону вперед для американских мальчиков и девочек 6-17 лет удивительно точно совпадают с высокими уровнями норм нашей Комплексной программы физического воспитания учащихся I – ХI классов (1996).

Нам непривычны длины дистанции бега в США. Но нормативы в беге на 1 милю (1609 м 34 см) мы можем сравнить со временем бега на 1500 м по таблице Г.Л. Апанасенко для детей 7-9 лет (табл. 2) и нормативами III ступени (11-13 лет) комплекса ГТЗО. Так, если американские дети 7-9 лет должны преодолевать 1609 м за 8 мин. 31 сек. – 9 мин. 22 сек. мальчики и 9.30 – 10.30 – девочки, а российские дети 1500 м должны пробежать соответственно в среднем за 9.31-10.30 и 10.00-11.30. Да и у учащихся 11-13 лет нормы бега на 1 милю соответствуют «золотому» уровню бега на 1500 м у мальчиков и «серебряному» уровню у девочек. Тем более, 1609 м должны преодолевать на время и 6-летние американские дети (табл.15).

Поэтому не удивительно, что по данным американских исследователей, нормативные требования в беге на 1 милю (1609 м) и по челночному бегу 4х30 футов выполняли только 15% детей 6-17 лет 46.

Программа «Тестов Президентского совета США», кроме пяти двигательных тестов, приведенных в таблице 12, включает также оценку телосложения: жировая прослойка на плече, лопатке, голени. И в этом отношении американская программа тестирования ФП похожа с таковой общероссийской системы мониторинга здоровья.

Напомним, что 15 марта 2002 г. во исполнение постановления Правительства РФ «Об общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» был издан приказ по Министерству образованию РФ № 867 о проведении мониторинга органами системы образования. Согласно данному приказу всем заинтересованным подразделениям министерства было вменено представить свои предложения по структуре, объему, периодичности и методическому обеспечению проведения мониторинга в образовательных учреждениях, а затем вместе с Госкомспортом России провести совещание по обсуждению и согласованию подготовленных документов.

Такое межведомственное совещание (в нем приняли участие и представители Государственной санитарно-эпидемиологической службы) состоялось 15-16 мая 2002 г. (ФК в школе. – 2002, № 6. – С.3).

Различные обследования здоровья, физического развития и подготовленности школьников проводятся в ряде территорий страны уже довольно длительное время. Кроме того, во многих школах учителя физической культуры сами разрабатывают подобные тесты. Однако всюду работают по-разному. Всероссийский же мониторинг подразумевает проверку всех по одним и тем же показателям.

На межведомственном совещании был оглашен «Временный перечень тестов и процедур по оценке физического развития и физической подготовленности дошкольников, учащихся, молодежи». Физическое развитие обследуемых предложено определять длиной и массой тела, окружностью грудной клетки, динамометрией левой и правой кисти, жизненной емкостью легких.

Тесты физической подготовленности для детей школьного возраста и молодежи (7-27 лет) таковы: мальчики, юноши – бег 30 и 1000 м, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места; девочки, девушки – бег 30 и 1000 м, поднимание туловища из положения лежа на спине в сед за 30 сек., прыжок в длину с места (табл. 16).

Таблица 16

0170415915579129.html
0170623171934856.html
0170735744565031.html
0170858397601319.html
0170919953608825.html