Консалтинговые услуги в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности - страница 3


^ Рисунок 1. Структура консалтинговых услуг в аспекте интеллектуально-информационной их составляющей.

Как и любой другой продукт, консалтинговые услуги имеют свой жизненный цикл: стадии проектирования и разработок, апробирования, выпуска на рынок, роста, зрелости, насыщения и упадка. Этот процесс имеет также и временное измерение, так как некоторые услуги устаревают, и их следует заменять, а некоторые услуги появляются, и их следует внедрять. Поэтому классификация консалтинговых услуг необходима, особенно при идентификации каждого нового вида консалтинга. Системность интеллектуально-информационных характеристик, даваемых каждому новому виду консалтинга, позволяет сравнить его возможности и оценить его эффективность по отношению к другим. Оценивая соотношение видов консалтинга в хозяйственной практике, можно наблюдать тенденции этих наблюдений в динамике, что позволяет вносить соответствующие коррективы в развитие консалтинговой деятельности. Немаловажной чертой консультационного продукта является то, что его качественные показатели продолжают формироваться и в процессе послепроектного обслуживания.

Также имеет свой жизненный цикл методический инструментарий (методическая база) консультирования – совокупность методик, которыми располагает консалтинговая фирма (консультант). Жизненный цикл методик различен, на его продолжительность влияет ряд факторов. Методики устаревают по причине динамичных изменений в окружающей среде. Изменения в экономической политике и экономической ситуации, законодательстве, конкуренция влияют на условия функционирования предприятий и организаций, что, в свою очередь, заставляет консультантов совершенствовать используемые методы. Опять же определяющее влияние на методы управления оказывает развитие возможностей техники и информационных технологий.


Выявлены основные факторы, обусловившие активизацию спроса на услуги профессиональных консультантов в России, среди которых повышение интенсивности конкурентных процессов в различных отраслях и хозяйственных сферах, в том числе в социальной сфере; модернизация российской экономики; развитие внутреннего консалтинга на крупных промышленных и финансовых предприятиях. Обоснован вывод о необходимости государственной поддержки развития сферы консалтинговых услуг в целях поддержки развития предпринимательства. Сделана попытка сформулировать характеристики консалтинговых услуг, востребованных с учетом специфики экономики России и призванные обеспечить системное видение управленческих процессов и способность к инновационным изменениям.

На фоне объемных показателей мировой консалтинговой индустрии размеры российского рынка пока выглядят не серьезно. Однако, учитывая активизацию инновационной деятельности в России и уже очевидные позитивные сдвиги в ее динамике, выводы о перспективах развития информационного общества и необходимости обеспечения двузначных темпов роста экономики в ближайшем будущем, вряд ли будет серьезным преувеличением сказать, что потенциал для стремительного развития сферы консалтинговых услуг уже заложен. Изначально становление и рост консалтингового бизнеса в России были во многом свя­заны с развертыванием массовой приватизации, а затем с созданием институциональной инфраст­руктуры рынка и постприватизационной рест­руктуризацией предприятий. Основу сегодняшнего спроса на консалтинговые услуги формируют крупные национальные промышленные компании и банки, у которых присутствует постоянная потребность в квалифицированных консультантах, способных обеспечить высокое качество ведения бизнеса.

Помимо ожидаемого роста спроса со стороны крупного бизнеса развитию рынка консалтинга в России будет способствовать и появление принципиально новых типов клиентов. К примеру, в социальной сфере происходят масштабные преобразования, которые затрагивают все без исключения области – от разработки социальных программ и методов их реализации до систем управления организациями, хозяйственными процессами, ИТ-обеспечением и инфраструктурой. Реализация национальных проектов в 2007 году обеспечила серьезную финансовую подпитку организациям сферы здравоохранения и образования, которые в свою очередь обратились к консультантам. Таким образом, нацпроекты дали возможность образовательным учреждениям и учреждениям здравоохранения не просто обновить материальную базу, но и создать большое количество инновационных решений, в том числе посредством привлечения консалтинговых компаний.

Вывод о возрастающей роли консалтинговых услуг в системе государственного управления основывается на мировой практике движения за реформирование в сфере публичной власти. Целый ряд мероприятий, уже достаточно давно известны и применялись в практике реформ государственного управления и ранее. К этому относится в частности критический анализ задач, создание центров прибыли и ответственности, подходы к децентрализации решений, глобальное бюджетирование, расчет издержек и результатов, а также контроллинг. Вместе с тем, в необходимо обеспечить системность и комплексность применения управленческого инновационного инструментария. В результате чего возникает потребность в профессиональном подходе к использованию ключевых элементов системы менеджмента, которыми владеют консультанты, ведущее к инновациям в сфере государственного управления. При этом отдельные составные части системы управления приспосабливаются друг к другу и за счет синергетического эффекта дают новое качество. Это требует наличия прозрачной и непротиворечивой системы оценки деятельности чиновников в виде верифицируемых и количественно и качественно однозначных показателей, свидетельствующих о достижении социально-значимых результатов деятельности. При этом должна быть выстроена система контроля, позволяющей уйти от проблемы «работы на показатель». Таким образом, назревшая модернизация системы государственного управления призвана обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской эконо­мики. Поэтому вопросы собственно управления не могут быть отделены от на­сущных вопросов содержания экономической политики. Этот фактор также обосновывает перспективы развития консалтинговых услуг в России.

Особенностью российского консалтинга является отсутствие регламентации данного вида деятельности. Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что на сегодняшний день нет единого федерального законодательного акта, который бы определил сущность, принципы и другие общие положения консультационной деятельности в России. При этом консультационные услуги на коммерческих началах оказывают государственные учебные, информационные и исследовательские организации – университеты, академии, научные институты, информационные центры и т.д. Большинство российских частных консалтинговых фирм учреждено либо самими этими организациями, либо их бывшими работниками.

Однако в России существуют и преграды для развития сферы консалтинговых услуг, в частности, необходимо отметить, что предпринимательская среда (средний и малый бизнес) пока не готова к постоянному потреблению продуктов консалтинга. Необходимость изменений, вызванная законами экономической динамики, полностью не осознается действующими системами менеджмента и лицами, принимающими решения не только тактического, но и стратегического уровня. Фрагментарность консалтинга, дискретный характер потребления консалтинговых услуг создают препятствия для развития собственно консалтингового рынка, который способен стать одним из формирующих элементов деловой инфраструктуры, стимулирующих российский бизнес во всем многообразии его составляющих.

При этом проблема недоступности для большинства малых предприятий услуг консалтинговых фирм может быть частично решена с помощью организации многопрофильных консультационных центров по поддержке предпринимательства. Концепция функционирования подобных центров в России только разрабатывается. Например, в Великобритании действует разветвленная сеть организаций, предоставляющих за невысокую плату или бесплатно консультационные услуги по различным аспектам функционирования малого бизнеса, формами деятельности которых являются ответы на запросы, проведение консультаций, организация собраний предпринимателей в муниципалитетах, подготовка кадров и инициирование различных форм партнерства. Особенностью консультационной поддержки малого бизнеса со стороны государства в Японии является действие сети государственных территориальных консалтинговых центров комплексного управления некрупными фирмами, основной задачей которых выступает проведение обследований фирм и предоставление рекомендаций по вопросам выбора направлений и методов хозяйственной деятельности, а также массовое и бесплатное распространение и внедрение научно-технических разработок и информатизация некрупного предпринимательства. В Испании особое внимание уделяется анализу различных сторон деятельности малых и средних предприятий и определению перспективных секторов рынка с целью повышения конкурентоспособности бизнеса. Характерной чертой консалтинговой поддержки малого бизнеса в США является организация центров при крупных государственных университетах. В Канаде региональными органами управления создан фонд, осуществляющий оплату данных услуг вместо малых предприятий. Ими используется научный потенциал территориальных университетов, предприятий управленческого консультирования. Правительство Сингапура вносит 50% платы за услуги частных консультантов, если они содействуют мелким предприятиям в повышении производительности труда и качества продукции.

В России с учетом специфики и интересов национальной экономики предпочтительна ориентация многопрофильных консалтинговых центров на интегрирующие функции при проведении государственной социально-экономической и научно-технической политики на базе единого методологического подхода. При этом можно выделить основные направления работы данных центров: поддержка наиболее приоритетных отраслей экономики, в которых необходимо стимулировать российское предпринимательство, а также информационная поддержка управленческого аппарата регионов, чтобы содействовать решению наиболее острых социально-экономических задач. Создание многопрофильных консалтинговых центров позволит обеспечить для значительного числа предпринимателей и бизнесменов системное видение управленческих процессов и способность к инновационным изменениям


Обоснована целесообразность привлечения консалтинговых услуг для разработки стратегии обеспечения национальной экономической безопасности через механизм аутсорсинга в системе государственного управления. Дана характеристика основным направлениям использования консалтинговых услуг в процессе разработки и реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности. Предложена логическая модель, характеризующая роль консультационных услуг в разработке стратегии обеспечения национальной экономической безопасности, и дана оценка основным преимуществам привлечения консультантов.

Для построения эффективной системы обеспечения национальной экономической безопасности в России необхо­димо использовать адекватные современному уровню технологического и эконо­мического принципы и методы консалтинговой деятельности, учитывающие сложившиеся механизмы и правила экономической деятельности. Необходимо на основе долгосрочных прогнозов технологического развития определять и регулярно уточнять приоритетные направления прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники. Такие приоритеты должны быть увязаны с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требованиями национальной экономической безопасности, что позволит сформировать технологический облик российской экономики, определяющий ее конкурентные преимущества по отношению к другим государствам. Реализация приоритетов будет осуществляться как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках привлечения консалтинговых услуг. Крайне важно, чтобы современная экономическая наука служила подлинным целям общества, заключающимся в обеспечении в системе экономических отношений приоритета интересов народа, что, в свою очередь, образует экономическую основу для подлинно справедливого общественного устройства. При этом необходимо законодательно фиксировать полезные для государства и общества сложившиеся и действующие инновационные подходы, внося в них лишь не­обходимые коррективы и придавая им нормативную определенность. Кроме того, на данном этапе следует использовать сложившийся исторически высо­кий авторитет идеи государственности в российском обществе и решитель­но пойти на расширение и активизацию экономической деятельности государства в рамках рыночных отношений. Решению этих задач будет способствовать создание механизма аутсорсинга в системе государственного управления, позволяющего привлекать консультантов для разработки методологических основ и практических рекомендаций в процессе разработки и реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности. Таким образом, функции управления безопасностью заключаются в особом виде управленческой деятельности, продукте процесса разделения и специализации труда, т.е. в привлечении консалтинговых услуг в процессе аутсорсинга в системе государственного управления.

Консалтинговые услуги, необходимые для разработки инновационных управленческих решений в процессе разработки и реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности будут востребованы в рамках следующих направлений.

  1. Консалтинговые услуги политико-правового направления, нацеленные на обеспечение гражданских и политических прав граждан, а также на исполнение законодательства. Речь идет о выработке рекомендаций по защите базовых прав, включая неприкосновенность личности и собственности, независимость суда, эффективность правоохранительной системы, свободу средств массовой информации, которые должны быть учтены в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности для сохранения легитимности процесса.

  2. Консалтинговые услуги, направленные на развитие человеческого потенциала. Прежде всего, это касается программ развития образования, здравоохранения, пенсионной системы и обеспечения жильем. Ключевой проблемой развития этих секторов является выработка новых правил их функционирования.

  3. Консалтинговые услуги, направленные на методологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития национальной экономики. Современное экономическое законодательство должно обеспечивать экономический рост и структурную модернизацию экономики. Для этого его необходимо скорректировать с учетом требований современной экономической науки и последних достижений управленческих технологий

  4. Консалтинговые услуги, нацеленные на решение конкретных системных проблем экономического роста, то есть выработка рекомендаций по развитию каждого сектора национальной экономики, включая малый бизнес и предпринимательство.

  5. Консалтинговые услуги, направленные на становление системы стратегического управления, позволяющей обеспечить сбалансированность усилий различных ведомств в процессе реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности, и направленные на согласование бюджетной, денежной, структурной, региональной и социальной политики при решении системных внутренних проблем и ответа на внешние вызовы. Использование консалтинговых услуг целесообразно при разработке взаимоувязанных программ институциональных преобразований, долгосрочных и среднесрочных прогнозов развития экономики, науки и технологий, программ развития ключевых секторов экономики и регионов, внедрения системы бюджетирования по результатам.

Также консалтинговые услуги должны способствовать установлению взаимосвязи между стратегией национальной экономической безопасности и экономической политики государства. С одной стороны, консультанты оценивают задачи экономиче­ской политики, рассчитывая ее целевые ориенти­ры, показатели макроэкономической системы. С другой, на основе количе­ственных показателей, характеризующих жела­емое состояние экономики, определяют огра­ничения по использованию тех методов эко­номической политики, при которых прогнози­руемые хозяйственные результаты способны ухудшить, понизить необходимый уровень национальной эко­номической безопасности. Такие подходы дают возможность оценить качество государственного регулирования экономики с точки зрения современных инновационных подходов.

Обобщающими критериями национальной экономической безопасности государства служат соответствие эффективности проводимой им экономической политики разработанной национальной стра­тегии развития экономики и степень доверия к ней как в стране, так и со стороны зарубежных партнеров и международных финансовых орга­низаций. Поэтому успеху в дос­тижении целей экономической политики и стратегии национальной экономической безопасности будет способствовать функционирование системы обще­ственных отношений, позволяющей учитывать совокупность матери­альных и духовных ценностей населения России и соблюсти наи­более важные национально-государственные интересы.

Исходя из вышеизложенного процесс реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности России можно представить следующим образом (Рисунок 2.).



^ СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Долгосрочный план социально-экономического развития (до 15 лет)

Среднесрочный план экономического развития (до 5 лет)

План экономического развития на предстоящий год

Задачи консалтинга:

Планирование

Исполнение

Отчет

Оценка и контроль

Повышение качества управления

^ КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ


Долгосрочная стратегия (15-20 лет)


Задачи консалтинга:


^ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Рисунок 2. Логическая модель использования консалтинговых услуг в процессе реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности России.


Привлечение независимых экспертов и консультантов в процессе реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности России характеризуется следующими преимуществами:

Кроме того, особенно четко должна быть обозначена (и закреплена в юридиче­ских актах) степень ответственности в области экономической стратегии и по­литики страны кабинета министров в целом, а также определено то, что деле­гируется конкретным министерствам, агентствам и службам в составе прави­тельства.


Разработаны методологические и методические основы формирования системы мониторинга угроз национальной экономической безопасности. Определены основные цели и задачи использования консалтинговых услуг в системе мониторинга угроз национальной экономической безопасности. Предложена структурная схема постоянного мониторинга угроз национальной экономической безопасности России.

В механизме обеспечения национальной экономической безопасности основополагающая роль принад­лежит выбору оценочных подходов к анализу макроэкономических параметров и хозяйственной деятельности, позволяющих прогнозировать возможные тенденции разви­тия или снижения национальной


экономики. Эти задача ре­шается путем использования индикативного анализа или мониторинга. Кроме того, с использованием консалтинговых услуг возрастают возмож­ности достижения высшего организационно­го уровня – управляемого саморазвития. Это позволяет профессионально и независимо анализировать прогнозируемые по­следствия принимаемых решений и своевременно принимать меры по нейтрализации уг­роз хозяйственной деятельности, постоянно контролируя изменения уровня национальной экономической безопасности. Результатом проведения ана­лиза угроз национальным экономическим интересам может стать некоторая «шкала приоритетов безопас­ности». При этом выявляемая совокупность угроз не яв­ляется статичной – одни могут активизиро­ваться, другие затухать, соответственно, будет меняться оценка их значимости в конкретных ситуациях. Это ставит вопрос о создании системы мониторинга состояния и динамики развития национальной экономики с целью заблаговременного предупреждения угроз национальной экономической безопасности и принятия необходимых мер защиты и противодействия. При этом необходимо создать некую систему самосохранения, которая автоматически приводила бы в движение защитные механизмы при возникновении в экономике форс-мажорных обстоятельств.

Основные цели использования консалтинговых услуг в системе мониторинга угроз национальной экономической безопасности:

Для проведения мониторинга необходимо соответствующее методическое, организационное, информационное, техническое обеспечение, которое может быть также реализовано с привлечением консалтинговых услуг.

Данные по социально-экономическому развитию и макроэкономическим параметрам могут быть представлены в виде: локальных файлов, отражающих однородное множество отчетных документов и обрабатываемых стандартными средствами операционных систем и прикладных программ; базы данных, отражающей первичные документы согласно специальным критериям и обрабатываемых программами системы управления базами данных; базы правил, отражающих знания эксперта в форме правил и обрабатываемых


Разработка методических рекомендаций


^ Рисунок 3. Структурная схема постоянного мониторинга угроз национальной экономической безопасности России.


средствами логического программирования или другими программными системами. При этом фактическая информация об угрозах национальной экономической безопасности оценивается в блоках разработки «шкалы приоритетов» и комплексного анализа, при этом указанные блоки тесно связаны между собой и с блоками выработки рекомендаций и принятия управленческих решений, поскольку анализ угроз возможен лишь при наличии достаточно репрезентативной информации о фактической ситуации (прямая связь). Выработка рекомендаций, с одной стороны, подразумевает знание закономерностей изменений социально-экономической ситуации и влияния макроэкономических параметров, наличие навыков и знаний, владение методиками для подготовки управленческих решений. С другой стороны, «шкала приоритетов», направленность рекомендаций и реализация управленческих решений в значительной степени должны определять изменение социально-экономической ситуации и макроэкономических параметров (обратная связь). Необходимо отметить, что реализация управленческих решений в сфере предотвращения угроз национальной экономической безопасности должна оцениваться в соответствии с общей стратегией обеспечения национальной экономической безопасности. Кроме того, выработка рекомендаций по рационализации процесса реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности должна происходить в тесной корреляции с действующей в РФ нормативно-правовой базой. Именно исходя из сформулированных методических подходов и с учетом национальных экономи­ческих интересов необходимо оценивать сло­жившиеся и складывающиеся тенденции соци­ально-экономического развития России в реа­лизации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности.

Далее отметим, что блок разработки методических рекомендаций предназначен для развития и разработки инновационных подходов в системе государственного управления. Этот блок непосредственно связан с работой консультантов. В блоке анализа эффективности управленческих решений происходит учет всех факторов, влияющих на предотвращение и снижение угроз национальной экономической безопасности, определяется эффективность методологического подхода в принятии управленческих решений в этой сфере. В этом же блоке происходит разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы с учетом фактически складывающейся ситуации.

Таким образом, результативность реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности может быть различной из-за взаимодействия структурных элементов системы мониторинга угроз национальной безопасности. Поэтому системность, целенаправленность, профессионализм и комплексность взаимодействий органов государственной власти и консалтинговых организаций имеет большое значение при реализации стратегии обеспечения национальной экономической безопасности государства.


0045450294573259.html
0045546582417967.html
0045775943855838.html
0045916107574253.html
0045948192230898.html