УДК 37. 015. 31 - Общие вопросы образования 9 удк 37. 01: 502: 34 9

УДК 37. 015. 31 Е. В. Неумоева-Колчеданцева Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и прак­ти­чес­кие аспекты одиночества. Раскрывается сущность одиночества как психического феномена. Предлагается типология одиночества, позволяющая квалифицировать его как проблему и ре­сурс личностного развития. Определяется стратегия психолого-пе­да­го­ги­чес­кой помощи в раз­ви­тии личности. Описывается практико-ори­ен­ти­ро­ван­ная модель работы с уча­щи­ми­ся старших классов, позволяющая создать условия для актуализации позитивного потенциала одиночества.

^ Ключевые слова: одиночество; одиночество как ресурс развития личности; типология одиночества; внутренние условия актуализации позитивного потенциала одиночества.

Abstract. The paper considers theoretical and practical aspects of loneliness; its nature as a psychic phenomenon shown. It also presents typology of loneliness, which helps to regard the phenomenon as a problem and a source of personality growth. The author also defines the strategy of psychological and pedagogical help for personality growth and describes a practice-oriented model of work with high-school students, which allows to create conditions of realization of positive potential of loneliness.

^ Index terms: loneliness, loneliness as a source of personality growth, typology of loneliness, internal conditions of realization of positive potential of loneliness
Литература
1. Абуль­ха­но­ва-Слав­ская К. А. Че­ло­век в ме­ня­ющем­ся мире // Психология личности в ус­ло­ви­ях социальных изменений. М.: Ин т психологии РАН, 1993. С. 4–20.

2. Вет­ров С. А. От­чуж­де­ние в тран­сфор­ми­ру­емом обществе: дис. … канд. филос. наук. Омск, 1996. 135 с.

3. Га­га­рин А. С. Оди­но­че­ство как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального / под ред. В. И. Ко­лос­ни­цы­на. Екатеринбург: Изд во Урал. ун та, 1991. С. 77–109. (Философия религии; Вып. 2).

4. Гри­мак Л. П. Оди­но­че­ство // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л. В. Ку­ли­ко­ва. СПб.: Питер, 2000. С. 401–407.

5. Дол­ги­но­ва О. Б. Оди­но­че­ство и от­чуж­ден­ность в под­рос­тко­вом и юно­шес­ком возрасте: дис. … канд. психол. наук. СПб.: 1996. 156 с.

6. Жу­рав­лев И. В., Тхостов А. Ш. Фе­но­мен отчуждения: стратегии концептуализации и ис­сле­до­ва­ния // Психол. журн. 2002. Т. 23. № 5. С. 42–48.

7. Кон И. С. Пси­хо­ло­гия ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с. (Психол. наука – школе).

8. Кон И. С. Мно­го­ли­кое одиночество // Знание – сила. 1986. № 12. С. 40–42.

9. Ле­бе­дев В. И., Кузнецов О. Н. Лич­ность в оди­но­че­стве // Вопр. филос. 1971. № 7. С. 114–125.

10. Ле­бе­дев В. И. Оди­но­че­ство // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л. В. Ку­ли­ко­ва. СПб.: Питер, 2000. С. 399–401.

11. Не­умо­ева Е. В. Оди­но­че­ство как психический феномен и ре­сурс развития личности в юно­шес­ком возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. Тюмень: Вектор Бук, 2005. 24 с.

12. Пок­ров­ский Н. Е. Оди­но­че­ство и ано­мия: филос. и те­орет.-со­ци­ол. аспекты: дис. … д ра социол. наук. М., 1996. 296 с.

13. Пок­ров­ский Н. Е. Оди­но­че­ство в зер­ка­ле философской культуры // Перепутья и ту­пи­ки буржуазной культуры / сост. Н. Н. Си­би­ря­ков и Н. Е. Пок­ров­ский. М.: Искусство, 1986. С. 136–173.

14. Се­ли­ва­нов Ю. Фе­но­ме­но­ло­гия отчужденного духа: учеб. пособие. М.: ЭКОН, 1999. 284 с.

15. Сло­бод­чи­ков В. И. Ре­аль­ность субъективного духа // Психология личности в тру­дах отечественных психологов: хрест. СПб.: Питер, 2000. С. 381–395.

16. Ста­ро­войто­ва Л. И. Оди­но­че­ство (соц.-фи­лос. анализ): дис. … канд. филос. наук. М., 1995. 126 с.

17. Ти­хо­нов Г. М. Фе­но­мен одиночества: опыт философско-со­ци­оло­ги­чес­ко­го анализа: автореф. дис. … канд. филос. наук / Урал. гос. ун т им. А. М. Горь­ко­го. Екатеринбург, 1992. 19 с.

18. Ти­хо­нов Г. М. Ан­то­ло­гия одиночества: философский аспект // Простор. 1996. № 1. С. 89–92.

19. Швалб Ю. М., Данчева О. В. Оди­но­че­ство: соц.-пси­хол. проблемы. Киев: Украина, 1991. 270 с.

20. Ха­раш А. У. Пси­хо­ло­гия одиночества // Педология. 2000. № 4 (ноябрь). С. 7–16.


Социологические исследования УДК 331.54(081)+377(081) Л. Ф. Беликова, А. И. Степанова Проблемы профессиональной адаптации выпускников ремесленных специальностей
Аннотация. В статье отражены результаты социологического анализа проблем профессиональной адаптации выпускников ремесленных специальностей, проведенного на базе Уральского колледжа технологий и пред­при­ни­ма­тель­ства в 2010 г.

^ Ключевые слова: ремесленное профессиональное образование, социально-про­фес­си­ональ­ная адаптация выпускников, проблемы производственной, социально-пси­хо­ло­ги­чес­кой, организационной и пси­хо­фи­зи­оло­ги­чес­кой адаптации выпускников ремесленных специальностей.

Abstract. The paper presents the results of the sociological analysis of employment of vocational school graduates conducted on the basis of the Ural College of Technology and Business in 2010.

^ Index terms: vocational training; social-professional adaptation of graduates; problems of social-psychological, organizational and psycho-physiological adaptation of vocational school graduates.

Литература
1. Бе­ли­ко­ва Л. Ф. Прог­но­зи­ро­ва­ние потребностей в про­фес­си­ональ­ном образовании // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2001. № 2 (8). С. 57–73.

2. Бе­ли­ко­ва Л. Ф. К воп­ро­су социологического изучения ремесленного образования как одного из путей возрождения ремесленничества в Уральском регионе // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2004. № 6. С. 17–26.

3. Вер­биц­кая Н. О., Матафонов М. Э., Федоров В. А. К проб­ле­ме раз­ра­ботки методологии прогнозирования потребностей рынка труда в вы­пус­кни­ках системы профессионального образования // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2002. № 53 (15). С. 86–95.

4. Зе­ер Э. Ф. Те­оре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­чес­кие основы подготовки ремесленников – предпринимателей: моногр. Екатеринбург. Изд во Рос. гос. проф.-пед. ун та, 2004. 135 с.

5. Романцев Г. М., Федоров В. А., Чапаев Н. К. Интернатура как необходимая составляющая уровневой подготовки специалистов по профессиональному обучению рабочих кадров для инновационных производств // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 10 (67). С. 3–16.

6. Федоров В. А.,  Хаматнуров Ф. Т. Научная школа «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России» академика РАО Г. М. Романцева // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 10 (78). С. 126–140.


0009046500099183.html
0009136728328064.html
0009244875594089.html
0009476693853853.html
0009593320317476.html